Консультации для родителей
Понедельник
15.00 — 18.00
Основные функции психолога в учреждении дошкольного образования связаны с сохранением психологического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.
Задачи психолога в детском саду можно условно подразделить на две группы. Во-первых, он должен участвовать в воспитательном процессе в целом, работать в направлении его «психологизации». Вторая группа задач значительно сложнее и многообразнее, она связана с индивидуальной работой с детьми и должна содействовать учету их индивидуально-психологических особенностей в образовательном процессе.
Основные задачи:
1. Оказание специализированной помощи детям с целью повышения социально-психологической ориентации в обществе, социализация личности ребенка (индивидуальные и групповые коррекционные занятия, тренинги).
2. Поиск новых форм и методов работы с детьми из группы риска.
3. Проведение консультационной работы с педагогическим коллективом, направленной на создание положительного социально-психологического климата в коллективе.
4. Оказание социально-психологической помощи семьям (консультирование родителей, совместная работа ребенка и родителей).
Деятельность педагога-психолога идет по следующим направлениям:
- психологическая диагностика;
- коррекционно-развивающая работа;
- психологическое просвещение и психологическая профилактика;
- психологическое консультирование.
С какими проблемами работает педагог-психолог:
— социальные ситуации: ребенок идет в детский сад, развод родителей, появление нового члена семьи, переезд на новое место жительства и т.д.;
— агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, и т.д.;
— страхи и тревожность ребенка;
— проблемы адаптации;
— проблемы общения со сверстниками.
В учреждении оборудован кабинет специалиста социально-педагогической и психологической службы, включающий рабочую зону, место для проведения консультаций с родителями и педагогами, зону индивидуальной и групповой коррекционной работы, зону релаксации.
«Особенности психического развития детей дошкольного возраста
и работа педагога-психолога с детьми в учреждении дошкольного образования»
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) – своеобразный период развития человека, который приносит ребёнку принципиально новые достижения. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который даёт основания впервые назвать ребёнка личностью, хотя ещё не вполне сложившейся.
Условия развития ребёнка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа (до 3-х лет). Значительно увеличиваются требования предъявляемые взрослыми к его поведению. Главным из них становится соблюдение правил поведения в обществе.
Ребёнок начинает включаться в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей. На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребёнка. Всё это постепенно, шаг за шагом формирует его личность.
В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребёнка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребёнка побуждается и направляется взрослыми или ситуацией, то в дошкольном возрасте он сам начинает определять своё поведение.
Испытывая потребность в любви и одобрении, ребёнок учится принятым формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии общения используя выразительные движения, действия, показывающие эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.
Становление внутренней психической жизни и внутреннего самоконтроля связано с целым рядом нового в психике и в сознании дошкольника. В раннем возрасте главным психическим процессом является восприятие. Важнейшей особенностью дошкольного возраста является то, что здесь в центре всего — память (Л.С. Выготский). Ребёнок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Он уже может устанавливать простые причинно-следственные связи между событиями и явлениями. У него появляется желание как-то объяснить для себя окружающий мир.
Ещё одним важнейшим в этом периоде является возникновение произвольного поведения. В дошкольном возрасте поведение ребёнка из импульсивного становится опосредованным нормами и правилами поведения. Ребёнок начинает управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Возникает осознание своего поведения и начало личного самосознания.
Старший дошкольник начинает понимать, что он умеет, а что нет, он знает своё место в системе отношений с другими людьми, осознаёт не только свои действия, но и свои внутренние переживания – желания, предпочтения, настроения и пр. В дошкольном возрасте ребёнок проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого, к открытию своей внутренней жизни, которая и составляет суть личного самосознания.
Всё это возникает и первоначально развивается в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.
Основной задачей в старшем дошкольном возрасте становится подготовка к школе. В процессе формирования навыков учебной деятельности совершенствуются такие способности, как выполнение заданий по образцу, ориентация на определённый метод действий, развитие мелкой моторики руки и т.д.
Ребёнок узнаёт о существовании такого заведения, как школа. К концу дошкольного периода его нужно как-то заинтересовать поступлением в школу, он должен иметь базовый уровень знаний для поступления. Доказано, что дети, прошедшие детский сад, более спокойно переживают поступление в школу и новую среду сверстников.
Для чего нужен педагог-психолог в детском саду?
Многие родители не понимают, зачем нужен педагог-психолог их ещё совсем маленькому ребёнку… Однако все знают и понимают, зачем нужен воспитатель, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания. И в первую очередь хотелось бы отметить, что педагог-психолог никого не лечит, ни ребёнка, ни родителя. Он не выписывает чёткие рекомендации и инструкции к действию, не «вытягивает» личную информацию из собственного любопытства.
Итак, педагог-психолог – это специалист, который помогает родителям понять, что происходит с их ребёнком и с ними. Педагог-психолог работает с актуальным состоянием ребёнка и родителя, проводит первичную диагностику, задаёт вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения педагог-психолог помогает родителю (педагогу или ребёнку) осознать свою проблему, понять её причины и найти решение.
Деятельность педагога-психолога учреждения дошкольного образования направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в неё включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Педагог-психолог даёт им профессиональные рекомендации по работе с ребёнком и оказывает поддержку.
Родители, дети которых проходят психологическую диагностику, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Но это совсем не так, конфиденциальность – одна из этических профессиональных норм психологов. Вся информация по результатам психологической работы ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.
Поступая в учреждение дошкольного образования родители (законные представители) подписывают согласие на психологическое сопровождение ребёнка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребёнка в детском саду. В этом случае работа с ребёнком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей, оформив новый документ на психологическое сопровождение.
Цель работы педагога-психолога в учреждении дошкольного образования – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях детского сада, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.